Технология изготовления
В настоящее время алюминиевые катера для рыбалки создаются из «морского» алюминия с примесью магния. Однако все швы стыкуются электродуговой сваркой в среде защитного газа. Обшивка крепится к металлическому каркасу из гнутого или цельнотянутого алюминиевого проката.
В местах установки навесного оборудования корпус усиливается технологическими накладками. По умолчанию судно имеет несколько независимых блоков плавучести – полых герметичных камер, заполненных воздухом. Транцы, киль, фарштевень, поперечные/продольные реданы и навесное оборудование изготавливается из нержавейки.
Материалы
Основные материалы, из которых изготавливают лодки для рыбалки:
- ПВХ;
- стеклопластик
- алюминий.
Основные достоинства лодок из ПВХ — легкость и мобильность. Небольших размеров лодку можно переносить одному, а в сложенном виде она прекрасно помещается в багажник автомобиля со всеми комплектующими. Лодки из стеклопластика считаются более «продвинутым» вариантом. Они относительно недороги, но имеют все преимущества жесткого корпуса.
Алюминий — материал, как будто специально созданный для изготовления катеров для рыбаков. На такой лодке не страшно подходить близко к каменистому берегу — прочность корпуса не подведет. Эргономичные обводы цельносварного корпуса позволяют быстро перемещаться и экономить топливо (из-за низкого сопротивления воды). А уж сколько на ней можно разместить приспособлений и рундуков — просто не счесть.
volzhankaboats.ru
Разновидности алюминиевых катеров
В отличие от продукции отечественного автопрома, российские алюминиевые катера высоко котируются на международном рынке. Производитель Вятбот входит в ТОП 10 судостроительных компаний РФ, выпускающих маломерные речные суда. Для решения разных задач в быту и промышленности используются следующие типы катеров:
- Open – открытая палуба и кокпит с раскладными и съемными тентами;
- каютные – рубка на миделе или корме судна;
- консольные – аналог моторки, но вместо румпельного управления используется штурвал;
- Wyatboat – плоскодонки и суда с низкой килеватостью;
- Neman – модификации с V-образными обводами днища.
Изначально длина катера больше 4 м, что обеспечивает высокую остойчивость, даже при сильном волнении. Плоскодонки удобнее для длительных стоянок и маневрирования на мелководье, V-образные корпуса уверенно держат курс, обладают высокой скоростью глиссирования.
Производство плавсредств из алюминия
Для изготовления плавсредств используется нечистый алюминий, который сам по себе является мягким материалом, а его сплавы с добавками магния и марганца — для сварочных корпусов, и с добавкой меди — для клёпаных. Существующих предложений алюминиевых лодок достаточно много. Но их всех объединяет одно — типичность конструкции. Во всех моделях широко применяются усиливающие элементы.
Для придания дополнительной жёсткости корпуса используются корпусные шпангоуты и подкрепляющие элементы (рифты), представляющие собой поперечные железные рёбра в обшивки корпуса. Отличная мореходность изделия обеспечивается килеватостью шпангоутов носовой кормы и высоко установленной скулой с брызгозащитной конструкцией.
Изготовление и применение
На первом этапе изготовления происходит нарезка деталей, формирующих остов будущего корпуса. Далее, полученные заготовки направляются на загибочный станок, в котором им придаётся нужная форма. Непосредственно корпус изделия собирается на трафарете или стенде — матрице. Соединение элементов будущей алюмлодки происходит двумя способами: сваркой или заклепыванием. В последнее время как импортными, так и российскими производителями предпочтение отдаётся сварочному методу. Но некоторые фирмы, например, Alumacraft, усиливают сварной шов заклёпками.
Требуемую жёсткость изделию придают продольно-поперечные вставки. Они выполняются из листового железа в виде коробов, пустота которых заполняется полиуретановыми веществами, пеной или пенопластом. После завершения стыковки приступают к внутренней отделке. После чего лодка грунтуется и окрашивается водоотталкивающими материалами.
В основном моторные алюминиевые лодки выбираются для рыбалки из-за своих возможностей развивать высокую скорость хода, позволяя преодолевать большие расстояния по рекам. Небольшой вес и твёрдое днище делают их рыболовными судами, в середине которых можно без труда находиться продолжительное время. Например, лодка «Романтика Н» при размерах 2,8х1,1 м имеет вес — 30 кг (без мотора). Отличная ремонтопригодность и простота соединения позволяет устранять любые пробоины и деформированные места в изделии самостоятельно, что делает применение алюминиевых плавсредств ещё привлекательнее.
Но наряду с неоспоримыми преимуществами есть и недостатки. В первую очередь, это то, что изделия из алюминия стоят дороже по сравнению с лодками из дерева, резины или композиционных материалов. Этот недостаток нивелируется продолжительностью срока службы алюминиевых лодок. Во вторую, это неразборная её конструкция, из-за чего приходится иметь средство транспортировки лодки по суше при переездах.
Хотя существуют модели, которые могут разбираться и собираться с использованием пазов и болтов, например, американская лодка PORTA-BOTE, при разборке принимает вид доски для сёрфинга, но для её перемещения также понадобится автомобиль.
Выбор и характеристики
При выборе плавательного средства потребители сталкиваются с большим разнообразием моделей, предлагаемыми как производителями из России, так и европейскими или азиатскими компаниями. Отличаясь как по внешнему виду, так и по техническим характеристикам, они создают конкуренцию на рынке, что способствует наращиванию их технических возможностей и снижению цены. В первую очередь это касается отечественных компаний, выпускающих лодки по доступным ценам. При этом у всех этих изделий есть сертификат от «Регистра судоходства», который должны иметь любые малые суда, спускаемые на воду в стране.
Основными характеристиками алюминиевых плавательных судов являются:
- размеры (длина и ширина);
- количество мест;
- наибольшая грузоподъёмность;
- мощность мотора;
- вес;
- комплектация.
Сидения в моторных лодках выполняются из алюминия в виде обшитых ящичков из мягкого водоотталкивающего материала. В набор к изделию может включаться ветровое стекло, вёсла, швартовое оборудование, различные виды навигационных фонарей, укрывающий брезент.
Выбор той или иной модели зависит от цели использования. Поэтому первоначально необходимо определиться с требованиями, предъявляемыми к изделию. При этом можно воспользоваться следующими советами:
- Вместимость. Выбирая между одноместной или многоместной лодкой, следует понимать, что рано или поздно наступит такой момент, когда захочется съездить на рыбалку или просто на прогулку с кем-нибудь. Особенно это касается семейных людей. При этом в одноместной лодке находиться не очень удобно, не говоря уже о ловле крупной рыбы. Поэтому оптимальным выбором для бюджетного варианта будет двухместное изделие, так как 4−5−8-местные конструкции будут стоить уже намного дороже.
- Модернизация. Выбирать нужно такое изделие, в котором будет возможно установить мотор помощнее, дополнительные отсеки, то есть всё то, что сможет в будущем усовершенствовать конструкцию.
- Для любительского применения обычно хватает лодки длиной пять метров. Это наилучшая длина как для прогулок, так и для рыбалки.
Все алюминиевые суда для рыбалки условно разделяются на три группы. К первой группе относятся лодки с открытыми сидениями, расположенными в кокпите. В таких лодках не получится стоять, а придётся всё время сидеть. Для непродолжительной рыбалки такое судно подойдёт, а вот длительное путешествие комфортным уже не будет. Вторая группа — лодки с консолью. Используя вместе с ними тент, можно с удобством выходить в плаванье несмотря на погоду. Третий тип уже напоминает собой катер. В такой лодке имеется жёсткая крыша, вместительная каюта и полурубка.
Эксплуатационные характеристики катера
Важнейшими техническими характеристиками, по которым выбирают алюминиевые каютные катера для частного пользования, являются:
- мощность навесного мотора – влияет на стоимость лодки и бюджет эксплуатации, мореходность;
- вместимость/грузоподъемность – определяет область использования катера;
- вес – без снаряжения, с оборудованием и мотором;
- килеватость – влияет на мореходность, маневренность и комфортность использования в момент стоянки;
- высота борта и волны – два взаимосвязанных параметра с обратной зависимостью.
На алюминиевые катера цена изначально выше, зато в процессе эксплуатации владелец практически избавлен от дополнительных расходов. Вся наша продукция испытывается на внутренних водоемах России в различных климатических и атмосферных условиях. Поэтому при указанной загрузке волна не перехлестнет через борт, отбойник избавит пассажиров от неприятных брызг, а ходовые огни обеспечат безопасность катера в акватории.
История возникновения
Первые способы использовать плавательные суда, построенные из алюминия, были предприняты в начале XX века для нужд военно-морских сил. Преимущества их применения были в лёгкой манёвренности и простоте изготовления. Но из-за возникающей коррозии массовый выпуск изделий не получил широкого применения. В 30-х годах появились сплавы алюминия которые замедляли процессы коррозии, но начавшаяся Вторая мировая война остановила развитие алюминиевого судостроения.
Первые суда, сконструированные из алюминия, начали производиться массово в 70-х годах XX века. На это же время пришёлся пик лодочного строения в СССР. Советская промышленность не испытывала дефицита в материале, поэтому производство алюминиевых лодок достигало более 150 тысяч единиц в год и пользовалось огромной популярностью. Основную массу выпускаемых изделий составляли судна глиссирующего типа, рассчитанные на четырёх человек.
Наиболее популярными в советское время были лодки Казанка, Днепр, Прогресс, Крым, Ока. Такие изделия часто в народе назывались «дюральками» и имели не очень привлекательный вид по сравнению с зарубежными аналогами. В частности, это связывалось с грубым видом сварных швов и качеством обработки поверхности, что соответствовало типичному «военно-морскому» стилю.
На сегодняшнее время алюминиевые лодки российского производства занимают нишу бюджетного сектора. Их длина составляет от четырёх до шести метров. Выигрывая в цене, по сравнению с иностранными аналогами, они пользуются заслуженной популярность в стране.
Особенности конструкции
С нашего стапеля сходят лучшие алюминиевые катера, имеющие классическую конструкцию:
- пространственный силовой каркас – киль со шпангоутами, бимсами, форштевнем и стрингерами из гнутого алюминиевого профиля;
- обшивка – листы «морского» алюминия АМг5;
- дополнительные элементы – отбойники и продольные/поперечные реданы на днище катера;
- палуба – трансформер, глухая, съемная;
- блоки плавучести – несколько герметичных отсеков, заполненных воздухом;
- транец – прямой или тоннельного типа;
- кокпит – цельный или из отдельных отсеков.
Катера управляются штурвалами, что гораздо удобнее румпеля на корме моторной лодки. Однако выбрать маломерное судно без специального образования очень сложно. Поэтому на нашем ресурсе купить алюминиевый катер для рыбалки вам помогут квалифицированнее менеджеры производителя Вятбот с учетом имеющегося бюджета и эксплуатационных условий.