Что собой представляет трактор переломка
По конструкции и габаритам переломка есть не что иное, как обыкновенный мини-трактор. Обычно такая техника выпускается на базе мотоблока. Бывает самодельный трактор с переломной рамой заводского изготовления или собранный в домашних условиях из старых запчастей. Существует еще третий вариант переломки. Агрегат собирают из мотоблока, а запчасти используют из продающегося специального комплекта для переделки.
По производительности и ряду характеристик трактор самодельный уступает переломке заводского изготовления. Но есть у самоделки и свои плюсы:
- Грамотно собранная техника по функциональности способна превзойти мощные заводские мини-трактора, а стоимость самодельного агрегата во много раз меньше.
- Функциональность трактора переломки может быть существенно расширена под свои требования. Умельцы приспосабливают к технике те механизмы, которые помогают выполнять нужные работы.
- Расходы, понесенные во время самостоятельной сборки трактора, окупятся за 1 год. А если дома имеется много запчастей от старой техники, то агрегат обойдется хозяину практически бесплатно.
Недостатком самодельного трактора можно считать отсутствие нужных запчастей. Если их все придется покупать, то экономии никакой не будет. Тогда лучше сразу приобрести мини-трактор заводского изготовления.
Преимущества и недостатки самодельной конструкции
В условиях кризиса, определяющим моментом, который влияет на многие сферы жизни и промышленности, является вопрос экономии денежных средств. Именно данное обстоятельство и толкает многих энтузиастов на самостоятельное изготовление не только минитракторов, но и прочей сельскохозяйственной техники.
Современные зернодробилки достаточно компактные и энергоёмкие, они легки в применении и радуют своих хозяев. Зернодробилка бытовая — идеальна по соотношению цены и качества.
Для облегчения труда и увеличения производительности созданы различные виды ручных культиваторов для обработки почвы на даче – бензиновые, электрические, ручные, легкие и тяжелые. Перейдя по ссылке ознакомитесь с ручным культиватором для дачи.
В последнее десятилетие среди дачников и огородников стал известным аппарат – опрыскиватель, имеющий название «Жук». Здесь вся информация об этом прекрасном аппарате.
Данный факт, во многом, становится определяющим, особенно для сельской местности, где уже давно нет занятости, а, как следствие этого, и денег. Все, что есть у людей, живущих в деревнях и селах, это их личное хозяйство, которое и кормит их на протяжении всего года.
Поэтому, самодельные агрегаты в сельской местности будут популярны еще долгое время.
Помимо очевидной экономии денежных средств, самостоятельная сборка имеет целый ряд преимуществ:
- За счет своих компактных габаритов, самодельный агрегат способен производить работу на довольно небольших площадях. Учитывая, что большинство частных огородов небольшие, данное обстоятельство становится важным, ведь применение крупногабаритной техники, в данном случае, нецелесообразно.
- Быстро достигаемая окупаемость – буквально за один сезон. Это является следствием той экономии на комплектующих, которая описывалась ранее.
- Достаточно неплохие рабочие показатели, которые демонстрирует самодельный агрегат.
Однако, как бы может этого и не хотелось, но у самодельных минитракторов есть и определенные недостатки, которые необходимо указать:
- При сборке присутствует определенная проблема поиска нужных деталей и запчастей.
- Следствием предыдущей проблемы является вопрос ремонта, ведь при выходе из строя определенной детали, найти ее будет довольно сложно.
- Самостоятельная сборка предполагает наличие определенных знаний в технике, а также умения работать со сварочным аппаратом и токарным станком. Иными словами, сборка подходит далеко не каждому.
- Ввиду того, что полноприводный самодельный минитрактор изготавливается, в основном, из старых комплектующих, это может отразиться на частоте поломок оборудования.
Как мы видим, минусов достаточно много. Но, на бытовом уровне, самостоятельная сборка становится чуть ли не единственной альтернативой, вследствие своей относительной дешевизны.
Технология сборки переломки
Прежде чем приступить к изготовлению переломки 4х4, нужно нарисовать точные чертежи всех узлов и рамы. Самостоятельно это сделать сложно. Лучше обратиться к специалисту или поискать в интернете. Хотя, второй вариант не очень удачный, так как нет никакой гарантии, что схему нарисовали правильно.
Итак, переломка 4х4 – это мини-трактор с приводом на четыре колеса, рама которого состоит из двух частей, соединенных между собой шарнирным механизмом. Мотор обычно устанавливают спереди. Саму раму сваривают из швеллера. Она состоит из следующих элементов:
- траверсы – передние и задние элементы полурам;
- лонжероны – боковые элементы.
Для изготовления полурам желательно найти швеллер № 9 – 16. На крайний случай пойдет №5, но такую конструкцию придется усиливать поперечными балками. Между собой полурамы соединяют шарнирным механизмом. Оптимально для этих целей подойдут карданы от автомобиля ГАЗ-52 или ГАЗ-53.
Сложенный своими руками самодельный трактор переломка 4х4 лучше оснастить четырехтактным бензиновым мотором или дизелем.
Мотор можно взять с Жигулей или Москвича. При использовании двигателя М-67, необходимо увеличить передаточное число трансмиссии. Вдобавок нужно сделать эффективное охлаждение. В противном случае мотор будет перегреваться, что скажется на потере мощности и быстрой изнашиваемости деталей.
Рулевое управление
Гидравлические части рулевого механизма практически невозможно сделать самостоятельно в домашних условиях. Поэтому при сборке самодельного трактора переломки следует устанавливать уже готовую гидравлику, сняв ее с подходящей сельскохозяйственной машины.
Система управления включает гидроцилиндры, обеспечивающие повороты вправо или влево. Для подачи масла в поворотные гидроцилиндры под давлением понадобится масляный насос обычно шестеренчатого типа. Насос будет приводиться в действие посредством ременной передачи от силовой установки транспортного средства.
Установка рабочих узлов на переломку
Для трансмиссии трактора желательно раздобыть ВОМ, сцепление и коробку передач от грузового отечественного автомобиля ГАЗ-53. Чтобы эти узлы соединить с мотором, придется их модернизировать. Например, для стыковки сцепления с двигателем придется изготовить новую корзину. Она должна подходить по размеру и креплениям. Заднюю часть маховика укорачивают на токарном станке, плюс по центру высверливают новое отверстие.
Передний мост просто переставляют с другой техники. Изменять его конструкцию нет смысла. А вот задний мост придется тоже немного модернизировать. Этот узел аналогично снимают с другого автомобиля, но перед установкой укорачивают полуоси. Крепят задний мост к раме четырьмя стремянками.
Выбор размера колес зависит от того, какие работы предстоит выполнять трактору. Чтобы техника не зарывалась в землю, оптимально на передний мост установить колеса радиусом не менее 14 дюймов. Вообще, если трактор нужен только для транспортировки грузов, то подойдут колеса радиусом от 13 до 16 дюймов. Для обширного выполнения сельскохозяйственных работ желательно подобрать колеса с большим радиусом – от 18 до 24 дюймов.
Гидравлические цилиндры системы управления самостоятельно изготовить не получится. Их снимают только со старой списанной техники. Для поддержания рабочего давления и циркуляции масла устанавливают шестеренчатый насос. У переломки желательно, чтобы редуктор был связан с колесами главного вала и управлял ими.
Водительское сидение подойдет от легкового авто. Кресло мягкое, комфортное, плюс имеется механизм регулировки наклона спинки. Высота руля делается удобная оператору. Водитель не должен цепляться за него коленями.
Собранная из старых запчастей переломка в пахоте должна выдавать около 2 тыс. оборотов. Минимальная скорость составляет 3 км/ч. Добиваются таких параметров регулировкой трансмиссии.
В такой конструкции трактора хорошо устанавливать на каждое ведущее колесо отдельный редуктор и четырехсекционный гидрораспределитель. Тогда отпадает необходимость в установке кардана и дифференциала заднего моста.
На видео представлен вариант переломки 4х4:
Самодельный трактор прост в обслуживании, так как хозяин знает, что и куда установил. Нагружают агрегат только после полной обкатки.
Читать так же: Как выбрать лучший инфракрасный обогреватель с терморегулятором для дачи
Инструкция по созданию переломки минитрактора
На владельца наличие земельного участка накладывает обязанность по уходу за ним. Обработка почвы – главная задача, выполнение которой должен обеспечить фермер. Когда земельные угодья не превышают 10 соток, данная работа с успехом выполняется вручную. Но территория с большей площадью требует применения специальной техники, облегчающей труд.
Так, использование переломки минитрактора набирает актуальность. При этом создать самодельный минитрактор 4×4 переломка можно с минимальными познаниями в технике.
Что такое ломающаяся рама
Переломная (шарнирно-сочлененная) рама – это не что иное, как 2 большие полурамы. Они соединяются с использованием шарнирного соединения. Техника обладает большой степенью маневренности. Преимущества самодельных ломающихся полноприводных мини-тракторов:
- значительное снижение радиуса разворота (при этом агрегат способен поворачиваться на полные 360 градусов, находясь на одном месте);
- трактор имеет хорошую проходимость на сильно заболоченных местностях с переменчивым рельефом;
- движущаяся рама изменяет схему баланса машины, что дает возможность обеспечить надежное, хорошее сцепление с почвой;
- у этого трактора равномерно распределяется нагрузка, поэтому он выдает максимальную мощность.
По своим характеристикам техника с переломной рамой значительно превосходит легкую садово-огородную технику и ничем не уступает тяжелым заводским тракторам. Обычно это устройство имеет привод на 4 колеса (полноприводное). Это повышает проходимость и устойчивость тракторов.
Минитрактор с переломной рамой
Особенности сбора устройства
Сборка трактора с переломной рамой потребует вложения значительного количества финансов и времени. Нужно иметь в виду, что под рукой может не оказаться некоторого инструмента, и его поиск может занять много времени. Однако минитрактор переломка своими руками обходится дешево, особенно, когда под рукой есть все необходимое оборудование. Даже сравнительная трудность создания минитрактора переломки компенсируется хорошими результатами работы.
Какие инструменты понадобятся
Чтобы сделать модель переломного мини-трактора 4х4, потребуются такие инструменты:
- аппарат для сварки;
- токарный станок;
- резак по металлу;
- отвертки, ключи и другой монтажный инструмент.
Материалы для конструирования
Разрабатываемое устройство состоит из нескольких узлов. Одни инструменты берутся из прочей техники без дополнительного переделывания, некоторые –нуждаются в определенной доработке. Необходимые материалы:
- рама;
- двигатель (можно из мотоблока «Нева»);
- погрузчик, раздатки;
- ходовая часть (она включает в себя колеса, оси и подвеску);
- сборку, включающую в себя тормозные диски;
- звездочки;
- рулевое управление;
- сиденье;
- механизм, к которому прикрепляется навесное оборудование.
Обратите внимание! Идеальным вариантом будет приобретение старого легкового автомобиля («Жигули», Нива», «Ока»), из которого можно будет взять все необходимые запчасти.
Техника безопасности
Независимо от того, какой механизм был основным при сборке мини-трактора, надо понимать, что это довольно опасное устройство. Инструкций на самодельную технику не существует, и потому первой мерой безопасности является тщательный отбор конструкции. Рекомендуется ознакомиться с комментариями к чертежам и к описаниям, с отзывами тех, кто уже пробовал их использовать. Заправлять мини-трактор надо только тем топливом, на которое рассчитан мотор. Аналогичное правило относится и к смазочным маслам.
Если агрегат имеет бензиновый двигатель, нельзя допускать попадания масла в горючее. Заливать топливо до самой кромки тоже нельзя. Если оно выплеснется при движении, могут возникнуть серьезные проблемы. Категорически запрещается пользоваться открытым огнем при заправке мини-трактора, а в идеале — в любой момент, когда люди находятся поблизости от него.
Хранить горючее требуется лишь в специальных плотно закрывающихся канистрах.
Если канистра прохудилась, ее следует выбросить. Не надо создавать запасы топлива сверх необходимых объемов. Места заправки и запуска двигателя должны находиться минимум в 3 м друг от друга. Во избежание пожара не стоит заводить мотор и в непосредственной близости от деревьев, кустарников, на сухой траве. Если двигатель завелся плохо или запустился со странными звуками, лучше отложить работу и отыскать возникшую проблему.
Нельзя ездить на мини-тракторе по садовому инвентарю, допускать столкновение со стенами, ветками и камнями. Управлять механизмом должны только разбирающиеся в нем люди. Даже если установлены фары, целесообразно работать в основном днем.
Нежелательно и ездить на максимальной скорости, если можно работать спокойнее. Ездить в любом случае надо помедленнее.
О том, как собрать трансмиссию и тормоза на мини-тракторе переломке вы можете узнать, посмотрев видео немного ниже.
При возникновении необходимости в хорошем механическом устройстве для обработки почвы либо посадки различных культур можно сделать минитрактор-переломка своими руками. Подобный транспорт позволит существенно упростить выполнение большого количества работ и снизить время на них.
Проектирование самодельного трактора
Не нужно собирать такое сложное устройство без подробных и понятных чертежей. В процессе работы нужно подгонять и соединять большое количество деталей, без чертежа это сделать практически невозможно. Выбор чертежей богат, с помощью специальной литературы можно создать оригинальный вариант мотокультиватора.
У каждого фермера, садовода бывают разные конструкторские способности. Если их нет, то можно обратиться к знакомым, которые наверняка помогут в этом непростом и полезном деле.
Трактор своими руками
Для сбора минитрактора своими руками с двигателем от мотоблока 4х4 нужно соблюдать последовательность действий. Всегда нужно начинать с базы, потом переходить к деталям.
Рама и кузов
Для сбора конструкции надо сварить 2 рамы. Необходимые размеры передней рамы – 90х36 см, задней – 60х36 см. Используются швеллеры с номерами от 5 до 9. Самодельные агрегаты, изготовленные с применением такого профиля, обладают стойкостью к повышенным нагрузкам. Если нет повышенных требований к жесткости производимой конструкции, разрешается использовать более мягкий профиль.
Читать так же: Количество дров на зиму
Важно! Соединение между двумя конструкциями делают под наклоном в 45 градусов. Если для рамы брать чересчур толстый металл, то трактор будет тяжелым и неудобным.
На передней раме устанавливается 2 трубы, имеющие квадратное сечение. Они будут выполнять подрамник. Следует приварить несколько площадок для монтажа прочих узлов. Их количество зависит от общего устройства трактора.
На задней полураме устанавливается вертикальная стойка из металла. Она усиливается по бокам. К задней части полурамы прикрепляется пластина из металла. Она необходима для навески, без нее трактор не будет нормально функционировать с дополнительным оборудованием.
Важно! Пластина и уголки изготавливаются из металла, толщина которого – не меньше 12 мм.
Полурамы соединяются между собой с помощью карданного механизма. Кардан являет собой стальные вилки с шарниром. Детали для сооружения карданного механизма можно взять из «Камаза». Если фермер имеет модель минитрактора из УАЗа переломка своими руками будет иметь подобные характеристики.
Правильно установленные полурамы должны легко перемещаться горизонтально и вертикально. Сверху раму и место сочленения закрывают листом металла.
Рулевое управление и сидение
Колонка рулевого управления прикрепляется к пластине передней рамы с помощью болтов. Чтобы поворот руля в самоделке точно повторял движения трактора, нужно вставить червячную передачу в обратном положении.
Рулевое управление и сидение
Мини-трактор с ломающейся рамой интересен тем, что руль находится в передней части рамы, в то время как сидение водителя – в задней. Если не поменять направление червячной передачи, то управлять трактором будет очень сложно.
Гидронасос, емкость для масла расположены в непосредственной близости с силовой установкой. Гидроцилиндры являются обязательными, потому что с их помощью гораздо проще управлять минитрактором во время интенсивных полевых работ.
Дополнительные приспособления, которые вставляются для улучшения производительности:
- передняя навеска для уборки снега, мусора;
- силовой цилиндр для изменения расположения навесного оборудования;
- ресора для кресла водителя;
- элементы обшивки.
На этот трактор устанавливают двигатель, от какой угодно легковой машины. Мотор можно смонтировать на подрамнике и закрепить с помощью болтов.
Важно! На двигатель нужно поставить дополнительное охлаждающее оборудование. Это связано с тем, что мотор от легковой машины не справляется с большой нагрузкой. Установка охлаждения особенно актуальна в регионах с очень теплым летом.
При монтаже мотора непременно рассчитывается необходимое передаточное число. Если скорость трактора составляет от 3 до 5 км/ч, скорость оборотов не должна быть меньше 1800 оборотов в течение минуты. Давление на один лемех варьируется от 190 до 300 на квадратный сантиметр.
Обратите внимание! Нельзя превышать рекомендованные показатели, иначе процесс вспашки будет неэффективным.
Различные двигатели можно дооборудовать, в зависимости от первоначальной идеи и заданий, которые будут выполняться с помощью мини-трактора.
На некоторых мини-тракторах могут быть дизельные двигатели с 1 или 2 цилиндрами. В этом случае машина 4х4 потребует некоторого увеличения передаточного числа. Часто применяют моторы типа УД-2, ЦД-4. Они превосходно справляются с нагрузками и поддаются перекомпоновке. Моторы МТ-9 имеют большой запас прочности и долговечности.
Рама мини-трактора устанавливается на колеса. Не существует общих рекомендаций относительно того, какие размеры колес должны быть. Для транспортировки грузов нужно выбирать колеса с диаметром от 13 до 16. Для полевых работ следует выбрать колеса с диаметром от 18 до 24.
Если выбрать колеса недостаточного размера, то мини-трактор будет работать неправильно и проваливаться в землю. Если же подобрать колеса с большим размером, то водителю нужно будет тратить очень много сил во время полевых работ.
К сведению. Покрышки должны обеспечивать хорошее сцепление с грунтом. Так можно будет увеличить маневренность, уменьшить нагрузку на ходовую часть.
Инструкция, как сделать полноприводной минитрактор своими руками – чертежи и размеры
Оценив все преимущества, многие задаются вопросом – как сделать минитрактор 4х4? В принципе, данный способ сборки мало чем отличается от традиционных методов, кроме, разве что, строения рамной конструкции.
В основном, рама идет цельная, но в переломках предусмотрен вариант с ломающейся рамой, от чего и происходит само название.
Внешний вид конструкции может немного озадачить стороннего наблюдателя, но его кажущаяся неказистость не должна вводить в заблуждение. Дело в том, что внутри все расположено настолько пропорционально, если следовать в точности чертежам, что позволяет агрегату показывать достаточно неплохие рабочие показатели.
Кстати о чертежах. Это, наверно, один из наиважнейших этапов всей сборки, ведь от правильности оставления подробного рисунка и определения точных размеров, зависит успех всего конструирования.
Дело в том, что специфика самостоятельной сборки предполагает подгонку некоторых деталей под индивидуальные особенности рамы или силового агрегата. Это вполне объяснимо, ведь комплектующие берутся от совершенно разной техники, что и приводит к их размерному несовпадению.
Сама же подгонка осуществляется, в основном, на токарном станке, что само по себе и предполагает наличие подробного чертежа. Ведь куда проще делать определенные отверстия или стачивания, смотря на рисунок, чем держа всю эту абстракцию в голове.
Итак, сделав чертеж, приступаем к процессу сборки:
- Сама рама будет состоять из траверс и лонжеронов. Лонжероны, в данном случае, имеют трехступенчатую структуру. Первая ступень изготавливается из швеллера номер 10, а последняя – стальной трубы квадратной формы, обладающей размерами 80×80 мм.
- Задний траверс изготавливается из швеллера номер 16, а передний – из швеллера номер 12.
- Если вы переделываете мотоблок в минитрактор, то основным силовым агрегатом будет двигатель, расположенный на мотоблоке. Если нет, то придется приобретать двигатель отдельно. В принципе, может подойти любой дизельный двигатель необходимой мощности (не менее 12 л.с.).
- Однако, специалисты советует брать помощнее – мотор с 40 л.с. и водяным охлаждением.